Статьи
Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста

Развитие интеллектуальных способностей детей является одним из важнейших показателей благополучия нашего общества, так как дети составляют основной резерв государства. Каким станет взрослый человек и как он будет мыслить напрямую зависит от того, какие интеллектуальные способности он разовьет в детстве, начиная с младшего дошкольного периода.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к современным детям. На них обрушивается огромный поток информации, поэтому важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать,  обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.[2, с.458]

Какова же структура интеллекта?

Существуют различные концепции, дающие ответ на этот вопрос. Так, в начале ХХ века С. Спирмен сформулировал следующие утверждения: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; не включает в свою структуру посторонние для него качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.); выступает как общий фактор умственной энергии. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит его адаптация к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Впоследствии Г.Айзенк интерпретировал основной фактор интеллекта как скорость переработки информации центральной нервной системы (умственный темп).

Позже Л.Терстоун с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта. Он выделил такие факторы, как: арифметическое мышление, вербальная гибкость, восприятие, пространственная ориентация, ассоциативная память, способность к рассуждению, быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями. Факторы интеллекта, как показали дальнейшие исследования, связаны друг с другом.

По мнению Р.Кеттелла, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Это совокупность врожденных способностей, которые необходимы человеку для решения проблем адаптации к окружающей среде.[1, с.11-14]

Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что формы интеллектуального поведения могут развиваться и совершенствоваться при контакте с той средой, с которой он взаимодействует. Влияют и методы обучения, направленные на формирование способностей детей. К сожалению, традиционные методы ориентированы больше на передачу знаний, чем на развитие интеллектуальных способностей человека. Интеллектуальное же развитие, как показали исследования ученых происходит по преимуществу в первые 20 лет жизни, причем с различной скоростью в том или ином возрасте.[2, с.482]

Основа умственной структуры формируется в младшем дошкольном возрасте. Скачок, который предстоит сделать ребенку в этот период, поистине огромен. Ребенок младшего дошкольного возраста – это неугомонный исследователь, который все хочет знать, все понять, во всем разобраться. Он видит мир по-своему, у  него все вызывает интерес, вокруг него так много нового и неопознанного. Для того, чтобы у детей формировались правильные представления об окружающем мире, необходимо создавать эффективную развивающую среду, при этом важно вызвать у него интерес, побудь его к действию.[5, с.9]

Больше всего ребенок заинтересован и увлечен в процессе игры.

Известный педагог А.С. Макаренко утверждал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Играя, ребенок без особого труда осваивает окружающий мир, пытается найти в нем свое место, быть принятым в нем. В процессе игры малыш учится говорить, общаться, начинает изучать буквы и цифры.  

Но какая же игра без игрушки? По определению А.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать много нового.

Авторский центр интеллектуального развития «Платформус» занимается гармоничным развитием детей. Мы обучаем чтению и увеличиваем темп чтения, развиваем интеллектуальные способности. Занятия в центре проходят для разных возрастных групп, но особое внимание мы уделяем самым юным исследователям – детям младшего дошкольного возраста. От того, как мы их воспитаем, какие основы интеллектуального развития  мы в них заложим, зависит не только их будущее, но и будущее всей нашей страны. Для максимального восприятия и усвоения знаний в школе создана уютная атмосфера.

В основе работы с детьми младшего дошкольного возраста лежит игровой метод обучения.

В процессе игры дети учатся составлять сюжетные композиции, выстраивая логические цепочки, а также учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей, что способствует развитию таких интеллектуальных способностей, как пространственная координация, образная память, логическое мышление.[3, с.105] Также ребята учатся общаться друг с другом и быть дисциплинированными. Опираясь на знания об интеллектуальных способностях и имея практический опыт работы, мы пришли к выводу, что игра положительно влияют на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста: логическое, образное и арифметическое мышление, пространственная координация и эстетическое восприятие. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, уверенны в своих силах, более общительны и раскрепощены, легче адаптируются в новой среде и лучше подготовлены к встрече с большим потоком информации, которая ожидает их уже в школьной программе.

Библиографический список

  1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин.-3-е изд.- СПб: Питер, 2008.-368с.
  2. Коллектив авторов: Развитие личности ребенка от трех до пяти / М.В.Осорина, В.А.Аверин, И.М.Слободчиков. – ООО «Рама Паблишинг», 2014.-528с.
  3. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций / Н.Л.Кряжева.- Ярославль: Академия развития, 2000.-208с.
  4. Попова ,Н.С. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка / Н.С.Попова, И.А.Тукаева.- Феникс, 2009.-253с.
  5. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей/ Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль: Академия развития, 1996.-192с  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *