
Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста
Развитие интеллектуальных способностей детей является одним из важнейших показателей благополучия нашего общества, так как дети составляют основной резерв государства. Каким станет взрослый человек и как он будет мыслить напрямую зависит от того, какие интеллектуальные способности он разовьет в детстве, начиная с младшего дошкольного периода.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к современным детям. На них обрушивается огромный поток информации, поэтому важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.[2, с.458]
Какова же структура интеллекта?
Существуют различные концепции, дающие ответ на этот вопрос. Так, в начале ХХ века С. Спирмен сформулировал следующие утверждения: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; не включает в свою структуру посторонние для него качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и т.п.); выступает как общий фактор умственной энергии. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит его адаптация к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Впоследствии Г.Айзенк интерпретировал основной фактор интеллекта как скорость переработки информации центральной нервной системы (умственный темп).
Позже Л.Терстоун с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта. Он выделил такие факторы, как: арифметическое мышление, вербальная гибкость, восприятие, пространственная ориентация, ассоциативная память, способность к рассуждению, быстрота восприятия сходств и различий между предметами и изображениями. Факторы интеллекта, как показали дальнейшие исследования, связаны друг с другом.
По мнению Р.Кеттелла, у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Это совокупность врожденных способностей, которые необходимы человеку для решения проблем адаптации к окружающей среде.[1, с.11-14]
Но с каким бы потенциалом ни родился ребенок, очевидно, что формы интеллектуального поведения могут развиваться и совершенствоваться при контакте с той средой, с которой он взаимодействует. Влияют и методы обучения, направленные на формирование способностей детей. К сожалению, традиционные методы ориентированы больше на передачу знаний, чем на развитие интеллектуальных способностей человека. Интеллектуальное же развитие, как показали исследования ученых происходит по преимуществу в первые 20 лет жизни, причем с различной скоростью в том или ином возрасте.[2, с.482]
Основа умственной структуры формируется в младшем дошкольном возрасте. Скачок, который предстоит сделать ребенку в этот период, поистине огромен. Ребенок младшего дошкольного возраста – это неугомонный исследователь, который все хочет знать, все понять, во всем разобраться. Он видит мир по-своему, у него все вызывает интерес, вокруг него так много нового и неопознанного. Для того, чтобы у детей формировались правильные представления об окружающем мире, необходимо создавать эффективную развивающую среду, при этом важно вызвать у него интерес, побудь его к действию.[5, с.9]
Больше всего ребенок заинтересован и увлечен в процессе игры.
Известный педагог А.С. Макаренко утверждал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. Играя, ребенок без особого труда осваивает окружающий мир, пытается найти в нем свое место, быть принятым в нем. В процессе игры малыш учится говорить, общаться, начинает изучать буквы и цифры.
Но какая же игра без игрушки? По определению А.С. Макаренко, игрушка является материальной основой игры. Именно они позволяют ребенку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать много нового.
Авторский центр интеллектуального развития «Платформус» занимается гармоничным развитием детей. Мы обучаем чтению и увеличиваем темп чтения, развиваем интеллектуальные способности. Занятия в центре проходят для разных возрастных групп, но особое внимание мы уделяем самым юным исследователям – детям младшего дошкольного возраста. От того, как мы их воспитаем, какие основы интеллектуального развития мы в них заложим, зависит не только их будущее, но и будущее всей нашей страны. Для максимального восприятия и усвоения знаний в школе создана уютная атмосфера.
В основе работы с детьми младшего дошкольного возраста лежит игровой метод обучения.
В процессе игры дети учатся составлять сюжетные композиции, выстраивая логические цепочки, а также учатся выделять структуру предметов, их пространственные особенности и соотношения частей, что способствует развитию таких интеллектуальных способностей, как пространственная координация, образная память, логическое мышление.[3, с.105] Также ребята учатся общаться друг с другом и быть дисциплинированными. Опираясь на знания об интеллектуальных способностях и имея практический опыт работы, мы пришли к выводу, что игра положительно влияют на развитие интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста: логическое, образное и арифметическое мышление, пространственная координация и эстетическое восприятие. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, уверенны в своих силах, более общительны и раскрепощены, легче адаптируются в новой среде и лучше подготовлены к встрече с большим потоком информации, которая ожидает их уже в школьной программе.
Библиографический список
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин.-3-е изд.- СПб: Питер, 2008.-368с.
- Коллектив авторов: Развитие личности ребенка от трех до пяти / М.В.Осорина, В.А.Аверин, И.М.Слободчиков. – ООО «Рама Паблишинг», 2014.-528с.
- Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций / Н.Л.Кряжева.- Ярославль: Академия развития, 2000.-208с.
- Попова ,Н.С. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка / Н.С.Попова, И.А.Тукаева.- Феникс, 2009.-253с.
- Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей/ Л.Ф.Тихомирова.- Ярославль: Академия развития, 1996.-192с